Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются дети.
Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольная организация, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Наш детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Мы считаем, что соблюдение правил безопасного поведения в повседневной жизни должно стать осознанной необходимостью .
Правовая основа, регламентирующая работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ
Федеральные законы и программы
Федеральный закон о безопасности дорожного движения от 10.12.1995 г. №196-ФЗ
Локальные нормативные акты
Программа по ОБД МБДОУ детский сад № 32 города Белово
Паспорт дорожной безопасности МБДОУ детский сад № 32 города Белово
Безопасный маршрут движения детей до МБДОУ детский сад № 32 города Белово (план - схема)
Вопросы обеспечения безопасности всех участников воспитательно-образовательного процесса рассматриваются на педагогических советах, административных совещаниях.
Разработан и эффективно используется в образовательной деятельности годовой план работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Основные направления, формы и методы профилактической деятельности по обеспечению дорожной безопасности в детском саду
Значительный пласт работы МБДОУ – это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности. Профилактическая работа ведётся в следующих направлениях:
I. Наглядная агитация и специальная атрибутика
При изучении правил дорожного движения особенно важны принципы наглядности и доступности, которые традиционно применяются педагогами в работе с дошкольниками, когда последние должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
Чтобы выработать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать в группе, в коридорных рекреациях здания детского сада при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов, организовав так называемые «островки безопасности».
1.Тематический стенд по безопасности дорожного движения для взрослых и детей размещен на видном месте в вестибюле ДОУ, чтобы родители (или взрослые, сопровождающие дошкольников) могли ознакомиться с содержанием представленных материалов.
На нём расположены необходимые информационные, справочные, статистические, аналитические, обучающие и наглядные материалы по пропаганде безопасности дорожного движения.
На стенде сделаны специальные «карманы» из прозрачного материала, удобные для размещения и периодического обновления материалов. В «карманах» в качестве образцов могут находиться современные учебно-методические разработки, публикации периодической печати, наглядные иллюстрации (небольшого формата) по тематике дорожной безопасности.
2.Детские уголки в групповых ячейках по БДД (наличие плакатов по тематике, тренировочных моделей)
В каждой группе организованы уголки безопасности, посвящённые, в том числе правилам безопасности на дороге. Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах определяет тематика занятий по изучению правил дорожного движения с той или иной возрастной категорией детей.
Уголки оформляются следующим образом:
Единый стенд (размеры зависят от наличия свободной площади и количества помещаемой информации, но не менее 30*65см).
Набор составных частей, каждая из которых предназначена для размещения отдельной информации.
Используются макеты дорог и улиц для отработки навыков безопасного поведения детей на дорогах.
3. Модель учебно-тренировочного перекрестка в 3D-проекции. Учебно-тренировочная модель улицы и перекрестка, оформленная в комнате безопасности, с нанесенной разметкой, имитирующей участок пересечения проезжих частей, пешеходного перехода. Предназначена для проведения занятий по изучению правил дорожного движения среди воспитанников дошкольного учреждения, для создания ситуативных задач по безопасности дорожного движения и проведения тематических мероприятий во внеурочное время.
II. Пополнение материально-технической базы
1.Наличие литературы, атрибутов для сюжетно-ролевых игр и дидактического материала по ПДД
В групповых ячейках собран обширный дидактический и литературный материал.
Это книги и картины по теме, схемы, иллюстрирующие ситуации на дороге, сигнальные карточки, транспортные игрушки, дорожные знаки.
2. Игровые костюмы по тематике дорожного движения
В детском саду в наличии имеются карнавальные костюмы регулировщика, инспектора ГИБДД, светофора, жилеты с изображением дорожных знаков и др. для организации подвижных игр по ПДД для детей, для тематических уголков по правилам движения, костюмированных музыкальных развлечений и спортивных праздников .
Накидки со знаками и с транспортом различного назначения с помощью применения дидактических методик помогают детям в изучении правил дорожного движения.
III. Образовательная деятельность с детьми по формированию навыков безопасного поведения на дороге
Воспитывая дошкольников, педагоги применяют такие методы, как внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.
1.Активная работа по привитию детям навыков безопасного поведения ведётся в рамках освоения всех пяти образовательных областей образовательной программы детского сада:
«Социально-коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Физическое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
Особое внимание уделяется изучению правил дорожного движения, как в результате организации специальных занятий, так и в свободной детской деятельности.
2.Праздники и развлечения по безопасности дорожного движения
3.Целевые прогулки
4.Конкурсы и выставки рисунков
5.Конкурсы и выставки поделок
IV. Взаимодействие с социальными партнёрами в привитии детям навыков безопасного поведения на дороге
1.Совместная работа ДОУ и ГИБДД МВД России «Беловский»
В рамках социального партнёрства детский сад активно сотрудничает с инспекторами Государственной инспекции по безопасности дорожного движения МВД России «Беловский » в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Они приходят к нам в гости и проводят беседы с педагогами и детьми, выступают на родительских собраниях, участвуют в рейдах родительского дорожного патруля, проводят свои рейды вблизи детского сада, снабжают нас буклетами, памятками, листовками и плакатами по теме дорожной безопасности, а также участвуют в совместных мероприятиях.
2.Взаимодействие с родителями — самыми главными социальными партнёрами
Работа дошкольного учреждения по усвоению детьми правил безопасного движения может быть эффективной только при условии его сотрудничества в этом вопросе с родителями. При организации такого сотрудничества важно помнить, что оно не должно носить декларативный и назидательный характер. Поэтому осуществляя работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с семьями воспитанников нужно строить работу таким образом, чтобы родители из пассивно принимающих информацию, становились активно действующими в процессе ее усвоения. В одном случае более оправданным окажется индивидуальный диалог с отдельными родителями, в другом — знакомство с публикациями из местной и областной прессы, в третьем — коллективные собрания и т.п.
Информация по дорожной безопасности в Уголках для родителей в раздевальных помещениях групповых ячеек всех возрастных групп представлена в следующем виде:
Книжка-раскладушка,
Информация в специальных «карманах» из прозрачного материала, удобных для размещения и периодического обновления материалов по соблюдению правил дорожного движения.
Для привлечения внимания родителей при оформлении уголка используются яркие, привлекающие внимание лозунги.
Родительские собрания.
III. Участие детского сада в акциях, неделях и месячниках по безопасности дорожного движения
Снижение аварийности – задача, поставленная президентом В.В. Путиным. В соответствии с национальным проектом «Безопасные и качественные дороги» к 2024 году необходимо снизить смертность от автомобильных аварий в 3,5 раза. Добиться такого результата можно только проводя совместную, последовательную работу, направленную на пропаганду законопослушного поведения участников дорожного движения.
В Кузбассе губернатор лично контролирует, как выполняются поручения президента России Владимира Путина в части реализации программ по формированию законопослушного поведения участников дорожного движения. В работе, направленной на повышение безопасности участников дорожного движения и профилактику детского дорожного травматизма участвуют учреждения всех уровней, в том числе и наш детский сад.
Общие правила дорожной безопасности: памятки и рекомендации родителям и детям
В ДТП гибнут наши дети, что может быть страшнее?
Часто мы задаемся вопросом: почему дети попадают в дорожно-транспортные происшествия? Казалось бы, ответ простой: если ребенок по собственной неосторожности получил травму в дорожно-транспортном происшествии, то это – вина ребенка. Но понятия «вина ребенка» не существует. Дорожное происшествие с ним означает лишь, что мы, взрослые, где-то недосмотрели, чему-то не научили или же личным примером показали, что можно нарушить «закон дороги». И часто за случаями детского травматизма на дорогах стоит безучастность взрослых к совершаемым детьми правонарушениям.
Для ребенка умение вести себя на дороге зависит не только от его желания или нежелания это делать. Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения, и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации. Именно поэтому безопасность детей на дороге можем и должны обеспечить в первую очередь мы, взрослые: родители, учителя, воспитатели, прохожие и, главным образом, водители транспортных средств.
С чего же начинается безопасность детей дороге? Разумеется, со своевременного обучения умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитания потребности быть дисциплинированным на улице, осмотрительным и осторожным. Личный пример – это самая доходчивая форма обучения для ребенка. Помните, если Вы нарушаете Правила, Ваш ребенок будет поступать так же!
ДЕТИ-ПЕШЕХОДЫ
Необходимо запомнить самому и внушить ребенку: дорожное движение начинается не с проезжей части, а с первых шагов от порога или подъезда дома.
Пройдите с ребенком весь путь до детского сада и ненавязчиво укажите на наиболее опасные участки – нерегулируемый перекресток, узкий тротуар, подъезд грузового транспорта к магазину, припаркованные автомобили и т.д.
Обратите внимание на особенности детского мышления: дети пока не умеют предвидеть опасность и только учатся оценивать скорость движения автомашины при приближении к ним, к тому же из-за своего невысокого роста дети бывают невидимы для водителей, — а это опасно для жизни!
Обязательно обратите внимание на возникающие опасности при посадке и высадке из общественного транспорта. Запомните: обходить стоящий автобус или троллейбус ни в коем случае нельзя. Нужно дождаться, пока транспорт отъедет, и только после этого переходить дорогу по пешеходному переходу.
Расскажите своему ребенку о том, что он является участником дорожного движения, и разъясните несложные правила для того, чтобы он мог ориентироваться в дорожной ситуации:
1) Когда идешь по улице пешком, то ты являешься пешеходом. Ходить по улице тебе разрешается только по тротуарам, придерживаясь правой стороны, чтобы не мешать движению встречных пешеходов. Если тротуара нет, иди навстречу движению по обочине или краю дороги. Тогда не только водитель видит тебя издали, но и ты видишь приближающуюся машину.
2) Для того, чтобы перейти на другую сторону улицы, имеются определенные места и называются они пешеходными переходами. Они обозначены дорожными знаками «Пешеходный переход» и белыми линиями разметки «зебра».
3) Если нет обозначенного пешеходного перехода, ты можешь переходить улицу на перекрестках по линиям тротуаров или обочин.
4) Прежде чем перейти дорогу, убедитесь в полной безопасности. Остановись у края проезжей части, посмотри в обе стороны и, если нет машин, дойди до середины проезжей части. Еще раз посмотри налево и направо и, при отсутствии транспорта, закончи переход. Дорогу нужно переходить под прямым углом и в местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
5) Если на пешеходном переходе или перекрестке есть светофор, он покажет тебе, когда идти, а когда стоять и ждать. Красный свет для пешеходов – стой, желтый – жди, зеленый – иди. Никогда не переходи улицу на красный и желтый свет, даже если машин поблизости нет.
6) Как только загорелся зеленый свет, не «бросайся» с тротуара на дорогу. Бывает, что у машины неисправны тормоза, и она может неожиданно выехать на пешеходный переход. Поэтому переходить дорогу надо спокойно, убедившись, что автомобили остановились. Переходи, а не перебегай!
7) Опасно играть рядом с дорогой: кататься на велосипеде летом или на санках зимой.
Важно знать – чтобы не оказаться на дороге в аварийной ситуации, ребенок должен понимать, когда автомобиль становится опасным. Машина не может остановиться мгновенно, даже если водитель нажмет на тормоз. Главное правило безопасного поведения – предвидеть опасность.
Объясните детям, что дорога в разные сезоны года бывает очень «капризной».
Очень важно задуматься и о том, что в осенне-зимнее время начинает рано темнеть, и даже взрослый человек, одетый в темную одежду, для водителя при плохом уличном освещении становиться практически невидимым!
Как в этом случае обезопасить себя и ребенка? Для начала следует стараться использовать светлую или яркую одежду, лучше всего со световозвращающими элементами.
Принцип их действия заключается в следующем: в темное время суток при попадании света от фар автомашины или уличного фонаря они начинают светиться, обозначая движение человека.
Для детей придумано уже большое количество разнообразных и интересных браслетов, значков, все чаще можно увидеть школьные портфели и рюкзаки со световозвращающими вставками, а также детские куртки и комбинезоны, это красиво и, самое главное, – безопасно!
ДЕТИ-ВОДИТЕЛИ
Велосипед, мопед, скутер – для многих ребят является предметом мечтания и, прежде чем воплотить мечту в реальность, родителям следует задуматься, где же его ребенок будет управлять своим транспортным средством? Есть ли поблизости стадион, парк, велосипедные дорожки?
Ведь дети, получая свое транспортное средство и имея возможность покинуть свой район, в любой момент могут отправиться в другой район к другу или однокласснику. При этом, оказавшись в потоке транспорта на проезжей части, даже подготовленный человек в первые минуты движения может с трудом ориентироваться, а ребенок – он, зачастую, даже не знает, как ему правильно нужно двигаться по проезжей части, может растеряться, запаниковать и поступить не так, как ожидают от него другие участники дорожного движения, знающие Правила. Именно такие обстоятельства чаще всего способствуют совершению дорожно-транспортного происшествия.
К тому же велосипед, мопед, скутер – это самые незащищенные виды транспортных средств, и даже незначительные столкновения, а иногда и просто падение, могут повлечь за собой серьезные последствия. Приобретая их, необходимо позаботиться о дополнительных средствах защиты – шлемах, налокотниках, наколенниках, перчатках.
ДЕТИ-ПАССАЖИРЫ
В общественном транспорте
Кажется, что именно тут ничего трудного и нет, — зашел ребенок в автобус, сел и поехал, однако и пассажирам необходимо соблюдать Правила.
Опасность передвижения в общественном транспорте связана, как правило, с резким торможением, к которому пассажиры всегда не готовы.
Родителям, которые разрешают детям самостоятельно передвигаться на общественном транспорте, нужно разъяснить ребятам следующие правила:
1) Ожидать общественный транспорт безопасно только на посадочной площадке, а если ее нет, то на тротуаре или обочине, но в любом случае – подальше от проезжей части дороги.
2) Вход в маршрутный транспорт можно осуществлять только после полной остановки транспортного средства.
3) Находясь в салоне общественного транспорта необходимо крепко держаться за поручни.
4) Следует уступать места пожилым и больным людям – это правило не только вежливости, но и безопасности – ведь на резкое торможение им тяжелее среагировать и удержаться на ногах.
5) Запрещается отвлекать водителя от управления, а также открывать двери транспортного средства во время его движения.
6) К выходу следует подготовиться заранее, чтобы не пришлось спешить. Выйдя из транспорта, торопиться также не следует. Особенно если нужно перейти на другую сторону дороги. Необходимо четко усвоить: переходить проезжую часть можно только по пешеходному переходу.
В салоне автомашины
Ребенок в салоне автомашины целиком и полностью зависит от водителя. К сожалению, пренебрежение элементарными мерами безопасности родителями не только для себя, но и для ребенка может закончиться очень трагично. Особенно если при движении автомашины ребенок располагается на руках. В этом случае ошибочно полагать, что, держа на руках, мы его оберегаем. При столкновении или резком торможении вес пассажира возрастает в несколько раз, и удержать ребенка от резкого удара практически невозможно. Если при этом и сам взрослый не пристегнут ремнем безопасности, то это верная гибель для малыша.
Доказано, что ничего лучше специальных удерживающих средств для перевозки детей не оберегает их в момент столкновения.
1) Приобретите детское удерживающее устройство согласно весу и росту ребенка (сегодня большое количество производителей предлагают свою продукцию, более безопасными будут являться те кресла, у которых небольшой диапазон веса).
2) Строго следуйте инструкции от производителя автомобиля, как и где правильно установить детское кресло, каким образом оно фиксируется.
3)Отправляясь в путешествие на автомашине, приучайте ребенка занимать свое место в детском кресле, он быстро к этому привыкнет, и другое место ему самому скоро будет не по душе. При этом сами пристегивайтесь ремнем безопасности, что также послужит для ребенка хорошим примером.
Дети на железной дороге
Железнодорожный транспорт – это зона повышенной опасности, где необходимо выполнять правила личной безопасности: переходить железнодорожные пути в установленных местах, на разрешающий сигнал светофора, пользуясь пешеходными мостами, тоннелями, настилами, убедившись в отсутствии приближающегося поезда или маневрового локомотива.
Не оставляйте детей без присмотра на вокзалах, станциях, пассажирских платформах, вблизи железнодорожных путей. Держите их за руку или на руках.
Игры и невнимательность на объекте повышенной опасности – одни из главных причин травмирования детей.
Полезные ссылки
Предлагаем вашему вниманию ссылки на адреса сайтов для закрепления правил дорожного движения с детьми в интересной увлекательной форме:
Добрая дорога детства http://www.dddgazeta.ru/
Перекресток. Дорога без опасности http://perekrestok.ucoz.com/publ
Уважаемые педагоги, родители!
Знайте и соблюдайте Правила дорожного движения!
Будьте для детей примером поведения на дороге!