Доступная среда для инвалидов и других маломобильных граждан (ММГ) — это, прежде всего, сочетание требований и условий к городскому дизайну, инфраструктуре объектов и транспорта, которые позволяют инвалидам свободно передвигаться в пространстве и получать необходимую информацию для осуществления комфортной жизнедеятельности.
Создание безбарьерной среды для инвалидов является первостепенной задачей любого развитого общества, а также актуальным направлением социальной политики государства.
Доступная среда — это комплекс, которые включают в себя оборудование различных городских объектов изделиями, которые помогут людям с ограниченными возможностями намного лучше ориентироваться в пространстве, свободнее перемещаться по улице или внутри зданий и легче приспосабливаться к независимой жизни.
Маломобильные группы населения (МГН) – это не только инвалиды-колясочники. В такой группе может оказаться фактически любой человек. В соответствии с нормативными документами к маломобильным группам населения относятся:
- инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата
(включая инвалидов, использующих кресла-коляски);
- инвалиды с нарушением зрения;
- инвалиды с нарушением слуха;
- лица преклонного возраста (60 лет и старше);
- временно нетрудоспособные;
- беременные женщины;
- люди с детскими колясками;
- дети дошкольного возраста.
К маломобильным группам населения, помимо инвалидов, относятся еще большое количество социальных групп. Хотя, все, что делается удобным для инвалидов, будет удобным и для всех остальных граждан, даже если они не имеют физических ограничений. Таких людей, по подсчетам Минстроя РФ, в стране около 60 миллионов.
Существуют разные виды физических и сенсорных ограничений и, естественно, совершенно разные потребности в плане приспособления окружающей среды. Значительное изменение инфраструктуры требуется для полноценной жизни людей с серьезным нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха.
Перечень специально оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Кабинет учителей - логопедов:
Оснащен материалами и оборудованием для подгрупповой и групповой индивидуальной коррекции звукопроизношения и познавательной сферы, развития всех компонентов устной речи и предпосылок обучения грамоте, для коррекции психического и познавательного развития.
Кабинет учителя - дефектолога/психолога:
Оснащена материалами и оборудованием для проведения занятий, направленных на развитие познавательной сферы, развитие воображения, зрительной памяти, тактильной чувствительности, коррекции внимания, эмоционально - волевой сферы ребенка, психических процессов.
Групповые помещения:
Развивающая предметно-пространственная среда в группах оснащена средствами обучения и воспитания в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей и отражает содержание адаптированной основной образовательной программы. Трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Полифункциональная, разнообразная, что обеспечивает возможность использования предметной среды в различных видах детской деятельности. Соблюдается принцип доступности и безопасности, обеспечивается свободный доступ детей с ОВЗ, детей - инвалидов к играм, игрушкам, материалам, пособиям для всех основных видов детской активности.
Музыкально - физкультурный зал:
Оснащен музыкальными инструментами, аудио и видео аппаратурой, а также спортивным оборудованием.
На территории ДОУ оборудованы прогулочные участки с верандами. Установлено спортивное и игровое оборудование. Все имеющееся оборудование доступно детям с ОВЗ, детям-инвалидам.
Паспорт доступности объекта МБДОУ детский сад № 32 города Белово
В детском саду отдельного помещения библиотеки нет, литература находится в групповых помещениях. Каждая группа укомплектована учебно-методическими пособиями, справочными изданиями, детской художественной литературой, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Для организации разнообразных видов деятельности воспитанников с ОВЗ обеспечено средствами обучения и воспитания:
- игровым и учебным оборудованием (дидактические игры, игрушки, учебные пособия),
- спортивным оборудованием и инвентарем (мячи, гимнастические маты, обручи и др.),
- учебно-наглядными пособиями (тематические книги, плакаты, различный демонстрационный материал),
- компьютерным оборудованием, оснащенным доступом к информационно-телекоммуникационным сетям (ноутбук, мультимедийный проектор) для организации работы педагога,
- аудиовизуальными средствами (цифровые образовательные ресурсы, записанные на диски с презентациями и демонстрационными материалами для проведения образовательной деятельности по образовательным областям – познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое),
- печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с воспитанниками (книги, энциклопедии и др.).
Доступ на территорию и в здание Учреждения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается в соответствии с требованиями СП 59.13330.2016. Территория имеет ровное твердое покрытие, обеспечивающее беспрепятственное передвижение инвалидов. Вход на территорию оборудован доступными элементами информации об объекте. Организовано сопровождение инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Наличие специальных технических средств обучения и коллективного и индивидуального пользования не предусмотрено.
Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне - имеется (для вызова персонала).
Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) - отсутствуют.
Сурдопереводчик, тьютор - в штате отсутствуют (вместо тьютора имеется специальный помощник).
Предоставление услуг в дистанционном режиме - не предоставляются.
Предоставление услуг по месту жительства инвалида - не предоставляются.
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Организация питания воспитанников в МБДОУ детский сад № 32 города Белово осуществляется учреждением самостоятельно. МБДОУ детский сад № 32 города Белово обеспечивает сбалансированное питание детей, необходимое для нормального роста и развития детей в соответствии с режимом функционирования и санитарными правилами и нормами».
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Вся работа детского сада строится на принципах охраны жизни и здоровья детей, а также инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОУ. Настоящие правила, и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях.
Деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учётом индивидуальных особенностей детей:
- путём оптимизации режима дня (все виды режима разработаны на основе требований СанПиН);
- осуществления профилактических мероприятий; контроля за физическим и психическим состоянием детей;
- обеспечения условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду;
- формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни.
В течение года варьируется физическая нагрузка в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. В ДОУ имеется медицинский кабинет, который находится на первом этаже здания (кабинет старшей медицинской сестры, процедурный кабинет). Кабинеты полностью оснащены необходимым медицинским оборудованием.
Доступ воспитанников, в том том числе детей - инвалидов и детей с ОВЗ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не предусмотрен.
Электронное обучение в детском саду предусмотрено для педагогического и административного персонала: использование интернет-ресурсов для подготовки занятий, развлечений, самообразования педагогических работников, а также прослушивания вебинаров, прохождения дистанционных курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки педагогов.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ непосредственно воспитанников в рамках реализации образовательных программ, в том числе и адаптированных, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрены.
Сайты о детях с ограниченными возможностями здоровья:
http://www.gaoordi.ru/ - Санкт-Петербургская ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов, возникшая в 1992 году. ГАООРДИ сегодня – это 87 общественных организаций родителей детей с инвалидностью, а также с редкими и генетическими заболеваниями. На сайте представлена информация о деятельности ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов. Сведения об организациях. Законодательство. Дайджест прессы.
http://www.livingthread.ru/ - "Живая нить" - детский экологический центр, действующий в Москве. Цель - обеспечение условий, при которых ребенок инвалид может быть интегрирован в общество наравне со своими сверстниками, получить профессиональные навыки, заниматься физкультурой и спортом.
http://www.fond.org.ru/ - Сайт Регионального Благотворительного Общественного Фонда "Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей" (и для детей с нарушениями зрения).